Обучение за счет федерального бюджета. Правила приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета. Итак, есть ли надежда у современных выпускников школ

России, имеющий общее среднее образование, может один раз получить высшее или среднее специальное образование на бюджетной основе в государственном вузе. Это значит, что за обучение студента платит государство. Студенту, сдающему сессию на «хорошо» и «отлично», платится стипендия. Тот, у кого в зачетке стоят только «пятерки», может рассчитывать на повышенную стипендию. Бюджетные места есть и в некоторых негосударственных вузах, но их обычно очень мало. Поступают на бюджетное отделение обычно на конкурсной основе, сдав единые государственные экзамены по списку, утвержденному высшим учебным заведением и размещенному на официальном сайте. Некоторым высшим учебным заведениям предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания – например, собеседование или творческий конкурс.

С бюджетного отделения студент может быть отчислен за академическую задолженность. Восстановиться можно, но процедура в большинстве случаев платная, а продолжить обучение можно только на контрактной основе.

Контрактная форма

При контрактной форме студент платит за обучение сам. Поступает он в высшее учебное заведение тоже на конкурсной основе, но при этом еще и заключает двусторонний договор с вузом или . В договоре, помимо всего прочего, указываются размер и сроки оплаты. Плату можно внести сразу за семестр или помесячно, это определяет вуз. Студент может быть отчислен не только за академическую задолженность, но и за .
Размер оплаты может быть изменен, и чаще всего в сторону повышения.

Государственный заказ в образовании

В последние годы в России все чаще практикуется система государственного заказа в образовании. Это тоже контрактная форма обучения, но платит не студент, а предприятие, которому нужен специалист того или иного профиля. Заключается трехсторонний договор между студентом, высшим учебным заведением и предприятием. Помимо оплаты за подготовку специалиста, предприятие может предоставить студенту и некоторые социальные услуги – оплатить проживание в общежитии, проезд до места обучения и обратно, а также повысить стипендию. Предприятие предоставляет также возможность пройти практику там, где человек будет работать. Студент обязан после окончания вуза отработать на предприятии несколько лет. Если же его , он должен возместить предприятию затраты. Прием в высшие и средние специальные заведения осуществляется также на конкурсной основе.

Смешанные формы

В небольших населенных пунктах практикуется и частично платная форма обучения. Например, вуз открывает филиал, арендует помещение, приглашает преподавателей. Студенты, принятые на бюджетное отделение, за обучение не платят, но остальные расходы ложатся на их плечи, то есть они вносят деньги за аренду помещения и оплату коммунальных услуг. В любом случае это обходится значительно дешевле, чем обучение на контрактной основе.

Словосочетание «бесплатное образование» давно уже превратилось в юмористическое выражение. В новых социально-экономических условиях, в которых наша страна живет с 1991 года, право учиться существует, однако никто не гарантирует, что такие услуги будут предоставляться полностью бесплатно.

Рассмотрим вопрос о праве на такое обучение в вузе.

Итак, есть ли надежда у современных выпускников школ?

Безусловно, такая надежда есть. Многие из выпускников этого года и еще следующих годов будут учиться на бюджетных местах, получать долгожданную стипендию. Многие, но далеко не все.

Ведь полностью бесплатное образование РФ предусмотрено только в школах, да и то там существуют платные дополнительные образовательные услуги. В колледжах и вузах же учиться бесплатно также возможно, но далеко не все желающие оказываются на таких местах.

Если у вас есть льгота (вы инвалид, сирота, сын или дочь Героя России), то вам попасть вуз на бюджетное место легче, но если вы не входите в число льготников, все становится гораздо сложнее, и вы поступаете на общих основаниях.

А поступить в вузе на бюджетное место на общих основаниях очень и очень трудно.

Но обо всем поподробнее.

Все про бюджетные места в вузах

Каждый год Министерство образования определяет количество бюджетных мест в нашей страны. Как известно, такие места предполагают, что абитуриент, поступивший в вуз, будет получать свое образование совершенно безвозмездно (то есть, не вкладывая в него свои личные средства), а также само государство будет платить ему еще небольшое материальное поощрение (проще говоря, стипендию).

Однако в случае, если абитуриент не наберет достаточно баллов для поступления на бюджетное место, он может учиться на платном отделении, внося каждый семестр за свое обучение в вузе определенную плату (естественно, что никакой стипендии он при этом не будет получать).

Вот, казалось бы, бюджетные места в вузах - это и есть настоящее бесплатное образование. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь тогда наша система образования была бы просто идеальной, а это далеко не так.

Количество бюджетных мест

Количество бюджетных мест рассчитывается по количеству выпускников школ. Равно оно приблизительно половине от всех одиннадцатиклассников страны, которые выходят из стен средней школы.

При этом далеко не каждый второй выпускник школы в итоге поступает на бюджетное место в вуз, потому что кроме вчерашних школьников есть еще выпускники колледжей, а также выпускники прошлых лет. В итоге по всей стране конкурс на бюджетные места составляет в среднем 4-5 человек на одно место. На какие-то специальности конкурс меньше, на другие он в разы больше и доходит до 20-30 человек на одно бюджетное место.

Все зависит от престижности той или иной специальности.

Поэтому при такой «арифметике» получить бесплатное образование в вузе становится гораздо сложнее.

Количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях

Следует отметить, что количество бюджетных мест на очном и заочном отделениях, как правило, отличается. На очные отделения вузы распределяют большее количество мест, на заочное отделение - меньшее.

Бывает и такое, что заочное образование бесплатно получить вообще невозможно. Специальности в вузах есть, но они полностью переведены на платную основу.

Единственно, что можно посоветовать абитуриенту, это собирать как можно больше полезной информации. Уже весной всегда известно точное количество бюджетных мест. У всех вузов есть свои сайты, где всегда можно найти страничку для абитуриентов. План приема всегда вывешивается на этой странице.

Отсюда совет - если хотите получить бесплатное образование, приложите все усилия для достижения своей цели. Узнайте заранее количество бюджетных мест по тому или иному образовательному профилю и рассчитайте свои силы.

На какие специальности можно поступить бесплатно?

Существует достаточно большое количество специальностей в вузах, которые считаются непрестижными, поэтому конкурс на них небольшой.

Тенденции, конечно, со временем изменяются, но в целом такие профессии всегда есть.

Например, в каждом пятом-шестом крупном университете есть учительские специальности, который предполагают обучение с присвоением квалификации «учитель русского языка». А есть другое отделение, закончив которое можно получить диплом уже не учителя, а филолога или журналиста. Конечно, более престижными считаются последние две профессии, поэтому и конкурс на бюджет на них больше.

То же самое можно сказать относительно других профессий: зоотехника, специалиста по социокультурной деятельности, библиотекаря и прочее. Здесь поступить на бюджетное место выпускнику школы со средним баллом ЕГЭ будет совсем нетрудно.

А вот, например, стать юристом или экономистом бесплатно будет гораздо труднее. А уж специалистом по международному праву - и подавно…

Что такое целевое место?

Впрочем, существует еще одна возможность бесплатно. Связана она с поступлением на так называемое «целевое» место.

О чем идет речь? О том, что между работодателем потенциального абитуриента и вузом заключается договор, согласно которому работодатель оплачивает обучение молодого студента, а потом он вправе требовать, чтобы специалист проработал у него определенное количество лет. Часто таким работодателем выступает само государство в лице министерств и ведомств, которые нуждаются в специалистах определенного рода подготовки.

Например, нужны для субъекта федерации врачи (их сейчас острая нехватка). На этот субъект выделяется квота в 30-70 целевых мест. и обучается наравне с остальными студентами, однако после получения диплома он обязан отработать несколько лет в государственных медицинских учреждениях того субъекта, благодаря которому он и получил свое целевое место.

В противном случае студент обязан возместить расходы государству по своему обучению в полном размере.

Можно ли получить бесплатно профессиональную переподготовку?

Некоторые молодые люди, уже имеющие высшее образование, со временем понимают, что профессия их не устраивает.

Но они уже один раз в своей жизни получили высшее образование бесплатно. У них возникает потребность пройти профессиональную переподготовку с заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Возможно ли такое? Да, возможно, однако если бюджетные места в вузах все-таки пока еще сохранились, то дополнительное профессиональное образование предлагается исключительно как платный вид образовательной услуги. Поэтому у такого человека, по сути дела, два пути решения его проблемы.

Первое решение: оплачивать свое обучение самостоятельно.

Второе решение: попробовать, чтобы оплатил работодатель.

На самом деле есть такие случаи, когда работодатели заинтересованы в том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства своих работников и даже дать им возможность получить право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Этим и можно воспользоваться, чтобы получить диплом о профессиональной переподготовке бесплатно.

Можно ли получить второе высшее образование без оплаты?

К сожалению, по закону об образовании нашей страны второе бесплатное образование в вузе получить невозможно. Государство гарантирует только получение одного образования. Сразу оговоримся, что речь не идет о продолжении обучения, например, в магистратуре или аспирантуре.

Но дважды бесплатно отучиться на бакалавриате или дважды пробыть в магистратуре уже, увы, не получится. Это касается даже тех случаев, когда платным являлось получение и первого высшего образования.

Есть ли возможность перевестись с платного отделения на бесплатное?

Многие студенты, которые поступают на платные отделения вузов, жалея свои материальные средства, а иногда просто не имея их в достаточном количестве, стремятся перевестись с платного отделения на бесплатное.

Таким образом, они хотят получить высшее образование бесплатно, только начиная не с 1 курса, а чуть повыше.

Возможно ли такое?

В целом это возможно, однако здесь есть определенные нюансы, которые нужно знать.

Во-первых, бюджетное место студент-платник может получить, только если в вузе есть вакантные бюджетные места. Проще говоря, если кто-то из студентов-бюджетников был отчислен. Далее необходимо, чтобы его перевод был согласован с куратором группы, деканом факультета. Многие вузы прописывают правила перевода с платного отделения на бюджет, указывая, что такой студент-кандидат на бюджетное место должен быть отличником или хорошистом, должен показывать себя с лучшей стороны, о нем положительно должны отзываться его преподаватели и т. п.

Если было получено среднее образование бесплатно, можно ли поступить в вуз на бюджет?

Да, такая процедура возможна. Средне-специальное и средне-профессиональное образование не помешают молодому человеку продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Более того, выпускники колледжей сегодня имеют возможность, которой лишены выпускники школ: они могут поступать вузы без ЕГЭ, сдавая только приемные экзамены.

Более того, практика показывает, что такие абитуриенты получают более высокие баллы на вступительных экзаменах, чем выпускники школ, поэтому у них больше шансов получить бюджетное место.

Что может помочь абитуриенту получить бюджетное место?

Ну, во-первых, хорошие знаний в области тех наук, которые ему придется изучать. Высокий ЕГЭ для современного выпускника школы - это «настоящий билет» не только на бюджетное место, но и в престижный вуз.

Во-вторых, абитуриенту нужно проявить настоящую смекалку, изучить внимательно все те специальности, которые предлагаются в вузах, узнать, какой конкурс на этих специальностях и т. д.

В-третьих, абитуриент должен хорошо знать свои права. Сейчас нередко члены приемных комиссий с подачи руководителей вузов отказываются принимать документы на бюджетное обучение по надуманным причинам. Делается это для того, чтобы не допустить к бюджетному обучению «людей с улицы». Поэтому сам абитуриент и его родители должны твердо знать все свои права и уметь отстаивать их.

Существуют ли иные возможности добиться бюджетного места?

В основном все пути к бюджетному месту были нами перечислены выше. Существует, правда, еще несколько способов. Например, есть бесплатные конкурсы министерства образования. Призом за победу в них часто становится право на бюджетное место в том или ином вузе. Также в редких случаях вуз может принять перспективного студента не на бюджетное место, а на место, которое он сам будет финансировать из своих внутренних средств.

Таким образом, в целом все зависит от воли самих руководителей вузов и ответственного секретаря приемной комиссии.

Какие выводы можно сделать?

На основе вышесказанного можно заключить, что получить образование бесплатно в современных условиях возможно. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Нужно и иметь высокие показатели в учебе, уметь ориентироваться на современном рынке труда, грамотно выбирать подходящую специальность и подходящий вуз.

По сути дела, сегодня, несмотря на значительные достижения прогресса, человеку, мечтающему о знаниях и ученой степени, также трудно доказать свою состоятельность, как во времена М. В. Ломоносова. Что только не пережил русский гений, чтобы получить должную степень образования: и лишения, и голод, и холод. Между тем, он тоже учился за казенный счет, то есть, говоря современным языком, занимал бюджетное место.

Его пример доказывает, что тот, кто хочется учиться, сможет получить высшее образование бесплатно. Поэтому все в наших руках: наши успехи, и наши поражения. Нужно просто смело идти вперед и ничего не бояться.

1. Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась при условии исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательства получить государственную аккредитацию по указанным образовательным программам в течение трех лет с момента установления контрольных цифр приема, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема, и установление контрольных цифр приема по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласовано с:

1) государственными органами или органами местного самоуправления, выполняющими функции их учредителей, - для государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, - для частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, - для частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:

Постановление от 27 августа 2012 г. №859 Об утверждении Правил установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона Российской Федерации «Об образовании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 244 «Об утверждении Правил установления в 2012 году имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1645).

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Правила

установления имеющим государственную аккредитацию
образовательным учреждениям среднего профессионального
и высшего профессионального образования контрольных цифр
приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета

1. Настоящие Правила определяют порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению (далее - контрольные цифры приема).

2. Объемы контрольных цифр приема определяются ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки Российской Федерации порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах.

3. Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям:

а) по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств (по специальностям среднего профессионального образования);

б) по образовательным программам бакалавриата (по направлениям подготовки высшего профессионального образования);

в) по образовательным программам подготовки специалиста (по специальностям высшего профессионального образования);

г) по образовательным программам магистратуры (по направлениям подготовки высшего профессионального образования).

4. Контрольные цифры приема устанавливаются по каждому направлению подготовки (специальности) с выделением очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

5. Контрольные цифры приема устанавливаются путем проведения конкурсов для образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом, законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона об образовании повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

Если же студент, обучающийся в настоящее время по образовательной программе среднего профессионального образования на платной основе, хочет перейти с платного обучения на бесплатное, то в этом случае необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля 2013 г. N 29107), которым утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее- Порядок).

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Правом на переход с платного обучения на бесплатное обладает лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, только при наличии одного из условий, указанных в пункте 6 Порядка.

Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся). Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

При этом обращаем внимание, что образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность только по профессиям и специальностям, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018