НДС - что это такое? Налог на добавленную стоимость. Расчет НДС. Формула. Пример Налоговая ставка порядок исчисления ндс

НДС - пожалуй, самый сложный налог, который имеет массу законодательных исключений в порядке своего исчисления и уплаты. Немало о нем сказано, немало ситуаций рассмотрено, а субъекты предпринимательской деятельности неустанно продолжают платить штрафные санкции по причине некорректного учета в связи с непониманием действующего законодательства. В данной статье и мы постараемся разобраться с этим комплексным налогом.

Сущность налога на добавленную стоимость

В теории налогового учета существует две обширные группы фискальных обязательств - разового удержания и кумулятивные.

Первые, о чем и говорит их название, накладывают бремя единожды на определенный перечень товаров и услуг, и происходит это на четко установленном этапе ценообразования. Вторые же имеют комплексную структуру и подлежат удержанию при каждой торговой операции.

А НДС - что это такое? Это совокупное объединение вышеприведенных групп. Бремя на добавленную стоимость, несомненно, следует отнести к наиболее сложным и многоступенчатым, поэтому оно и имеет такой значительный удельный вес в фискальной политике Российской Федерации.

Итак, НДС - что это такое? Это косвенный налог традиционного характера, который представляет собой надбавку на определенную группу товаров и услуг, которую в конечном счете погашает потребитель. Хотя обязательства накладываются на субъект хозяйствования, но об этом несколько позднее.

Кто является плательщиком налога

Плательщики НДС - это юридические субъекты хозяйствования, предприниматели индивидуального характера, а также те лица, которые осуществляют перемещение товаров через государственную границу РФ и признаются носителями обязательств по налогу на добавленную стоимость согласно Таможенному кодексу РФ.

При этом предприятие может добиться освобождения от фискальной пошлины на законных основаниях. Или же походатайствовать об изменении ставки (ведь, как известно, бывает НДС 18, 0 и 10 %).

Что касается освобождения от уплаты налога, то субъект хозяйствования должен самостоятельно позаботиться об осуществлении данного права. Для этого ему необходимо до 20 числа предполагаемого месяца обратиться в фискальные органы со всеми необходимыми документами, среди которых выписки из журнала хозяйственных операций и баланса, а также все необходимые первичные документы в виде счетов-фактур.

Объект налогообложения

НДС - что это такое? Это косвенный сбор, в качестве объекта которого выступает перечень определенных операций:

  • обычная реализация товара;
  • безвозмездная реализация собственности, имущественных прав или же продажа согласно отступному договору;
  • передача товаров и услуг в личное пользование, при этом стоимость их вычитается при вычислении фискальной нагрузки на прибыль;
  • осуществление работ строительно-монтажного характера, предназначенных для собственного использования;
  • пересечение товарами государственно границы РФ.

При этом важно понимать, что для накладывания налогового бремени НДС реализация товара должна осуществляться на территории Российской Федерации. Если речь идет об экспортных операциях, то первоначальная погрузка объекта налогообложения должна происходить в рамках государственной границы.

База налогообложения

НДС - что это такое? Это фискальное обязательство, в качестве базы которого выступает стоимость реализуемых товаров и услуг, причем в ее суммарный объем не входит акцизный сбор и налог на продажу. При этом за номинал принимается та цена, которая указана в договоре о купле-продаже, независимо от того, выше она или ниже себестоимости и средней рыночной стоимости. Поэтому, согласно действующему законодательству, она и является базой НДС до тех пор, пока не доказано обратное.

Налог на добавленную стоимость представляет собой фискальный сбор с массой подводных камней, поэтому случается, что государственные органы берут под свой контроль ценообразование того или иного товара (услуги). Зачастую это бывает тогда, когда сделки заключаются между взаимосвязанными лицами, если участвуют бартерные операции или же рыночная цена значительно колеблется в своем номинале.

Фискальные ставки

Исчисление налога на добавленную стоимость сегодня производится согласно трем ставкам - 18, 10 и 0 %.

0 % НДС используется в следующих случаях:

  • экспортная реализация товаров, которая осуществляется путем пересечения государственной границы РФ при взаимодействии с таможенной службой;
  • проведение услуг и работ, направленных на производство товаров, вывоз которых планируется осуществлять за пределы страны для дальнейшей продажи;
  • непосредственная транспортировка товаров для дальнейшего экспорта.

Ставка 10 % применяется в ряде следующих случаев:

  • при реализации товаров продовольственного назначения, указанных в ст. 164 НК РФ;
  • продажа периодических печатных изданий;
  • изготовление товаров детского потребления;
  • литература учебного и научного характера;
  • товары медицинского предназначения.

Ставка НДС 18 % распространяется на реализацию и изготовление прочих товаров и услуг.

Фискальный период

Как и прочие разновидности налогового бремени, фискальное обязательство относительно добавленной стоимости имеет четкую календарную привязанность, установленную законодательно. Так, налогообложение НДС ограничивается одним календарным месяцем. Однако существует ряд особых субъектов предпринимательской деятельности, для которых упомянутый период составляет один квартал. К данной группе относятся те предприятия, чья чистая прибыль не превышает двух миллионов рублей в месяц.

Основанием для уплаты налога на добавленную стоимость является фактическая реализация товаров и услуг, подлежащая наложению фискального бремени, а производится она по окончании законодательно отведенного периода, однако не позднее, чем 20 числа последующего месяца.

Формы налоговой отчетности

Согласно отведенным срокам, плательщики НДС обязаны предоставить в фискальные органы всю необходимую документацию относительно бремени. При этом она должна содержать не только декларацию, но и первичную информацию, касающуюся спорных и сомнительных операций.

Отчетные документы обязаны сдавать все субъекты хозяйствования-плательщики налога (даже те, кто занимается исключительно экспортом и, соответственно, вся их продукция облагается по ставке 0 % НДС). Однако в данном случае декларация имеет нетиповую форму, согласно утвержденному приказу Министерства финансов РФ № 31н от 31.03.2005 г.

Вся необходимая для отчетности документация предоставляется субъектом хозяйствования относительно места регистрации лица-предпринимателя.

Методика расчеты и уплаты НДС, пример использования

Итак, к примеру, у нас есть предприятие - ООО. Для того чтобы высчитать налоговую базу, бухгалтеру для начала необходимо взять в качестве константы рыночную стоимость реализованных товаров и услуг, после чего из полученной суммы вычесть все необходимые величины, в том числе законодательно разрешенные льготы.

Помимо этого, в номинал не включаются суммы обязательств, которые были предъявлены плательщику бремени, а впоследствии погашены косвенным путем при приобретении каких-либо благ. Это правило касается следующих категорий операционной деятельности:

  1. Приобретение имущественных прав, а также товаров и услуг с целью их использования в дальнейшей операционной деятельности предприятия.
  2. Покупка активов для дальнейшей их повторной реализации.
  3. Приобретение импортных товаров у нерезидента-неплательщика фискальных обязательств в государственную казну РФ.
  4. Те суммы НДС, которые относятся к возвращенному товару от покупателя.
  5. Полученные услуги от подрядчиков при выполнении монтажных работ.
  6. Приобретение услуг и товаров сотрудниками, находящимися в командировке.

Операции, которые не подлежат исчислению НДС

Существует ряд тонких моментов в организации операционной деятельности, которых налог на добавленную стоимость никоим образом не касается. Данное положение регламентируется действующим налоговым кодексом РФ, а именно ст. 149.

Иными словами данная льгота называется освобождением от налогообложения. Для того чтобы субъект хозяйствования мог ее применить относительно своей деятельности, в его фискальной политике должен присутствовать раздельный учет, который будет обособленно вестись как для операций, подлежащих наложению бремени на добавленную стоимость, так и для прочих.

Помимо этого, предприятие обязано иметь все необходимые лицензии, позволяющие в некоторых моментах отказываться от уплаты налога на добавленную стоимость на законных основаниях.

Также не забываем об импортных операциях, которые не подлежат наложению фискального бремени, поскольку товар приобретается у иностранного поставщика, не имеющего никакого отношения к нашему законодательству.

НДС или налог на добавленную стоимость — это косвенный налог. Понятие, принципы учета и расчета установлены Главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики НДС

Налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость являются:

  • Организации (юридические лица, в том числе и некоммерческие)
  • Индивидуальные предприниматели

Также налогоплательщиков НДС можно условно разделить на две группы:

  • внутреннего НДС , т.е. уплачивающие налог при реализации на территории РФ
  • Организации и предприниматели, которые являются плательщиками ввозного НДС , т.е. уплачивающие налог при ввозе товаров на территорию РФ

Организации и предприниматели признаются налогоплательщицами НДС, если они не получили освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Освобождение от уплаты НДС

Для получения освобождения от уплаты НДС необходимо выполнение двух условий указанных в :

  • Общая сумма выручки от реализации товаров (работ или услуг) не должно превысит 2-х миллионов рублей (без учета НДС) за последние три календарных месяца.
  • Организация или предприниматель не продает подакцизные товары в течение последних трех месяцев.

Кто не платит НДС

Налог на добавленную стоимость от реализации товаров (работ, услуг) не обязаны платит организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • Применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)
  • Применяют упрощенную систему налогообложения (УСН)
  • Применяют патентную систему налогообложения
  • Применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), но только по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД
  • Получившие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС (см. выше)
  • Являются участниками проекта «Сколково» (см. )

Важно! Если вышеперечисленные лица получили оплату и выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то они обязаны уплатить НДС в бюджет.

Объект налогообложения НДС

  • Операции по реализации и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд
  • Передача товаров, работ или услуг для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций
  • Импорт товаров (ввоз) на территорию РФ

Также есть операции, которые не признаются объектов налогообложения и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) . Полный список таких операций изложен в и .

Налоговый период по НДС

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость (НДС) равен кварталу . Длительность налогового периода не зависит от размера выручки налогоплательщика.

Уплата рассчитанного налога может производиться, либо одной суммой сразу, либо тремя равными частями. Перечислить налог в бюджет необходимо до 20 числа месяца (например, НДС за I квартал нужно перечислить: до 20 апреля, до 20 мая, до 20 июня.

Ставки налога НДС (0%, 10%, 18%)

Ставка 18% применятся при реализации все остальных товаров, работ, услуг, которые не подпадают под ставки налога в 0% и 10%.

Налоговая база

Налоговая база по НДС включает в себя все полученные доходы от реализации товаров, работ, услуг. Также в налоговую базу включаются суммы:

  • Полученных авансов
  • Полученной финансовой помощи
  • Полученных процентов по облигациям, векселям, товарным кредитам
  • Полученным выплатам по договорам страхования риска неисполнения обязательств
  • Состоящие из таможенной стоимости ввозимого товара, ввозной таможенной пошлины и акциза

Налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из двух нижеуказанных дат:

  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)
  • на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

Порядок расчета (исчисления) налога НДС

Формула расчета НДС выглядит следующим образом:

НДС к уплате в бюджет = НДС, исчисленный при реализации - «Входной» НДС, принимаемый к вычету

НДС, исчисленный при реализации, рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Налоговые вычеты

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

  • Предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров, работ, услуг
  • Уплачены при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории
  • Уплачены при ввозе на территорию РФ товаров, с территории государств - членов Таможенного союза

Для принятия вычетов по приобретенным товарам одновременно должны быть выполненных следующие условия:

  • На приобретенные товары должна быть правильно оформленная счет-фактура с выделенной суммой НДС
  • Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оприходованы

Пример расчета НДС к уплате в бюджет:

Реализовано строительных материалов на сумму 118 рублей (в т.ч. НДС), ставка налога для этой категории товара равна 18%. Приобретено товаров на сумму 59 рублей (в т.ч. НДС 18%).

Налоговая база = 118 рублей.

НДС, исчисленный при реализации = 118 * 18 / 118 = 18 рублей

«Входной» НДС к вычету = 59 * 18 / 118 = 9 рублей

НДС к уплате в бюджет = 18 - 9 = 9 рублей.

Порядок и сроки представления отчетности

Декларацию по НДС необходимо представить в свою территориальную налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом:

  • За I квартал - до 20 апреля
  • За II квартал - до 20 июля
  • За III квартал - до 20 октября
  • За IV квартал - до 20 января

Сдавать декларацию по НДС необходимо независимо от того, есть ли объект налогообложения или нет. Т.е, даже если у организации не было хозяйственной деятельности декларацию необходимо сдать.

Внимание! С 1 января 2014 года декларацию по НДС необходимо сдавать только в электронном виде , через операторов спец.связи.

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.

Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.

В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.

На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.

Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.

Понятие налоговой ставки

Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.

Существует несколько разновидностей налоговых ставок.

Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.

В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.

Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:

  • равная ставка, при которой сумма налога и ставка соответствуют одинаковым показателям и устанавливаются для плательщиков налогов в равных объемах;
  • тождественная ставка, при которой на единицу налога устанавливается твердый размер налога, который не может быть изменен;
  • процентная ставка. При которой сумма отчислений будет определена как процентное соотношение от единицы налогообложения;
  • пропорциональная ставка, при которой процент ставки фиксирован и не может быть изменен;
  • прогрессивная, отличающаяся возможностью резкого увеличения размера налога с ростом базы налогообложения;
  • регрессивная ставка, отличающаяся резким снижением суммы налога.

В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 0 процентов

Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.

В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:

  • продажа товаров и услуг, которые вывозятся из страны при процедуре экспорта;
  • оказание услуг по вывозу и ввозу в РФ конкретных товаров;
  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов по территории РФ при помощи авиатранспорта;
  • содействие в перевозке пассажиров и их багажа, но при условии, что они отправляются (направляются) в те места, которые неподконтрольны России.

Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.

Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.

В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.

Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.

Реализация товаров (работ, услуг) по налоговой ставке 10 процентов

Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.

В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:

  • при продаже продовольственных товаров (Постановление Правительства РФ №908 от 31.12.2004 г.). В данной категории можно встретить такие товары, как сельскохозяйственная продукция (мясо птицы и скота, молочные продукты и т.д.), соль и сахар, крупы и макаронные изделия, рыбные продукты (за исключением деликатесов и экзотических сортов рыб), овощи, продукты питания для детей и диабетиков, и т.п.;
  • при реализации товаров для детей (подпункт 2 п.2 ст.164 НК РФ). Здесь указаны следующие товары: трикотажные изделия, продукция швейного производства (за исключением меховых изделий и товаров из натуральной кожи), обувь (за исключением обуви спортивного назначения), кроватки и матрацы, игрушки, подгузники и т.д.;
  • реализация печатной продукции, которая связана с образованием, культурой и наукой. Однако стоит отметить, что пониженная ставка не будет применена в отношении периодики, а также изданий, связанных с эротическим содержанием. Также в данную категорию не попадут те издания, в которых около 40% информации относится к рекламе;
  • товары медицинского применения (Постановление Правительства №688 от 15.09.2008 г.);
  • реализация крупного рогатого скота, а также племенных животных, их спермы и эмбрионов;
  • передача в аренду племенных животных и птиц с правом последующего выкупа.

Случаи производства налогообложения по налоговой ставке 18 процентов

Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.

Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.

В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.

НДС являет собой косвенный налог, один из бюджетных платежей, относящихся к категории федеральных . Все аспекты, касающиеся исчисления и уплаты данного налога определены 21 главой НК РФ. Этот нормативный документ устанавливает, кто выступает в качестве плательщика налога, что является объектом обложения, а также раскрывает информацию о налоговом периоде по НДС.

Налоговый и отчетный период по НДС: в чем разница?

Законодательство в сфере налогообложения для каждого бюджетного платежа предполагает свои отчетные и налоговые периоды. В чем заключается разница между данными понятиями?

На основании ст.55 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год, по завершении которого осуществляется расчет и перечисление налога в казну. Для отдельных категорий налоговых платежей может предусматриваться иной налоговый период.

Если говорить об отчетном периоде, в качестве него выступает временной промежуток, по истечении которого налогоплательщик обязуется сформировать и предоставить отчеты в инспекцию. Отчетный период определен отдельно для каждого фискального платежа.

Один налоговый период может включать в себя несколько периодов отчетных.

Что касается НДС, то для этой категории отчетный и налоговый периоды абсолютно идентичны. Соответственно, налоговый период по НДС составляет определенный временной интервал, равный и отчетному периоду по данному налогу.

Налоговый период по НДС

На основании ст. 163 НК РФ зафиксировано, что налоговый период по НДС устанавливается, как один квартал. Причем квартал принят в качестве налогового периода и для основной категории налогоплательщиков, и для субъектов, выступающих в роли налоговых агентов . Вследствие того, что налоговым периодом по НДС признается квартал, аналогичный временной интервал будет являться и отчетным периодом по указанному налогу.

Что это означает? По завершении каждого квартала плательщики налога должны определить величину налоговой базы за период, рассчитать налог и произвести его уплату в федеральный бюджет, а также сформировать и направить в фискальный орган по месту регистрации налоговую декларацию.

Уплата и представление в инспекцию налогового отчета должно быть произведено не позднее 25-го числа месяца следующего за окончанием квартала. С недавних пор в большинстве случаев отчетность по НДС предоставляется в электронном формате.

В некоторых ситуациях, когда отсчет периода осуществляется не с 1-го января (плательщик зарегистрирован позже), налоговым периодом по НДС является временной интервал со дня регистрации до окончания текущего квартала.

Коды налоговых периодов по НДС

Сведения о налоговом периоде должны быть отражены в налоговой декларации . Для простоты заполнения и проверки часть информации в документе представляется в виде системы кодов. С целью внесения в отчет данных о налоговом периоде по НДС, для каждого налогового периода используются следующие коды:

  • Код № 21 - для I квартала;
  • Код № 22 - для II квартала;
  • Код № 23 - для III квартала;
  • Код № 24 -для IV квартала.

Таким образом, налоговым периодом по НДС признается квартал. Для НДС характерно совпадение налогового и отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный, косвенный, некумулятивный налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.

Налог установлен главой 21 НК РФ и взимается с 1992 г.

Добавленную стоимость также можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат (материальных и амортизации):

Исходя из этих способов определения добавленной стоимости, можно использовать четыре различных способа ее налогообложения:

  • прямой аддитивный , предполагающий применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости;
  • косвенный аддитивный , основанный на применении ставки к каждому из компонентов;
  • метод прямого вычитания , основанный на применении ставки к разнице в ценах реализации и закупки;
  • косвенный метод вычитания , или зачетный метод по счетам, когда ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и пр.

Если условно принять ставку налога за , то расчет налога, согласно перечисленным методам, будет иметь вид:

He все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Так, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический и бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно многократно усложняется система налогового администрирования.

При расчете налога на добавленную стоимость используется четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам (кроме заработной платы) и реализованной продукции).

Этот метод удобен, так как:

  • позволяет применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
  • наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность контроля за движением товара с целью налоговой проверки.

При использовании первого и второго методов расчета налога необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

Таким образом, четвертый метод, или инвойсный, наиболее практичный. Фискальное достоинство НДС заключается в том, что каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара в момент продажи является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ранее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Смысл подобной схемы расчета и уплаты налога состоит в том, чтобы облагать на каждой стадии сумму добавленной стоимости (заработной платы, процента, ренты, прибыли). Механизм действия налога на добавленную стоимость является относительно нейтральным по отношению к интересам предпринимателей, так как предполагает возмещение НДС, уплаченного налогоплательщиком, каждым последующим потребителем, падая в результате на конечного потребителя продукции (работ, услуг) — население. Выделение добавленной стоимости в каждом звене реализации имеет важное значение:

  • четко ограничивается цена товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
  • в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
  • государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику НДС.

НДС позволяет государству получать доход на каждой стадии реализации, обеспечивая бюджет стабильным источником дохода. По политическим и экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога. Пониженные применяются, как правило, к продовольственным товарам и медицинским услугам, повышенные — к предметам роскоши.

Кроме того, существует широкий круг товаров, для которых ставка процента равна нулю (например, для экспортируемых товаров (работ, услуг)).

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Кроме этого, ст. 145 НК РФ предоставляет право организации и индивидуальному предпринимателю на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение не может быть предоставлено организациям и предпринимателям, реализующим подакцизные товары или ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Право на освобождение предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев в уведомительном порядке. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с основаниями, установленными НК РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Организации (или предприниматели), получившие право на освобождение от уплаты НДС, включают «входящий» НДС в свои затраты, т. е. суммы «входящего» НДС уже не могут быть предъявлены ими к вычету.

Объекты налога на добавленную стоимость

Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, и важно знать условия, при которых местом реализации является РФ (табл. 9).

Таблица №9 Место реализации товаров (работ, услуг)

Товары Работы (услуги)
Нахождение не территории РФ (не отгружаются и не транспортируются) Место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам (услугам) относятся: строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
В момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ Место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом.
Место фактического оказания услуг, если услуги относятся к сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Место экономической деятельности покупателя услуг.

Перечень конкретных условий освобождения от уплаты НДС отдельных операций достаточно многообразен и конкретизирован применительно к соответствующим товарам (работам, услугам), исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 149 НК РФ. К ним в частности относятся:

  • банковские операции, за исключением операций по инкассации;
  • реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет);
  • медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями для населения, за исключением косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических услуг (кроме финансируемых из бюджета).

Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) — дата, на которую налоговая база признается сформированной, для того чтобы исчислить и уплатить с нее налог.

Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для некоторых операций имеет место специфика определения момента определения налоговой базы:

Момент определения налоговой базы Случаи, когда применяется данный порядок
День отгрузки (передачи товара) В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке (реализации)
День реализации складского свидетельства Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства
День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 155 НК РФ — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, — как день передачи имущественных прав Передача имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ (уступка новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению.
Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ Реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1-3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НКРФ
Последнее число каждого налогового периода. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
День совершения передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Для исчисления НДС применяется базовая ставка в размере 18%. Льготная ставка 10% применяется по отдельным продовольственным товарам (за исключением деликатесов), товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

Налоговым кодексом также предусмотрена ставка 0%, применяемая в частности при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, а также работ (услуг), непосредственно связанных с их производством и реализацией;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок, либо такая норма предусмотрена в международном договоре России.

Для обоснования применения ставки 0% в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) и налоговых вычетов налогоплательщики в обязательном порядке представляют в налоговые органы установленные документы (ст. 165 НК РФ).

Сумма налога определяется налогоплательщиками как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговый период устанавливается как квартал.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.