Налоги на малый бизнес. Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют .

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2018 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. для малого бизнеса на период 2016-2018 годов - запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

Налогообложение Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - налогообложение предприятий малого бизнеса в 2018 году.

Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН), (ПСН).

Патентная система налогообложения

Плательщиками ПСН могут быть только индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предусмотренным гл. 26.5 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на данный спецрежим. В частности, плательщик ПСН должен соответствовать следующим требованиям:

  • вести деятельность на территории субъекта РФ, где региональным законом введена ПСН по соответствующему виду деятельности;
  • заниматься (планировать заниматься) одним из видов деятельности, облагаемых ПСН (с учетом особенностей по ним). При этом субъекты РФ вправе расширить перечень этих видов деятельности, дополнив его иными бытовыми услугами;
  • получить соответствующий патент в субъекте РФ, в котором намерен вести деятельность в рамках данного спецрежима, а при ведении деятельности в нескольких субъектах РФ - получить патент в каждом из них;
  • вести деятельность самостоятельно или с привлечением наемных работников, средняя численность которых за налоговый период (период действия патента) не превышает 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности;
  • вести деятельность за рамками договора простого товарищества и (или) договора доверительного управления имуществом.

Применение ПСН освобождает ИП от уплаты следующих налогов:

  • НДФЛ;
  • налога на имущество физических лиц. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
  • торгового сбора.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на ПСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение ПСН не освобождает индивидуального предпринимателя от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предъявляемым гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на уплату ЕНВД.

Действуют следующие общие требования для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших применять ЕНВД:

  • на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором организация (индивидуальный предприниматель) находится или ведет свою деятельность, введен спецрежим в виде ЕНВД;
  • организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, в отношении которой может уплачиваться ЕНВД (перечень таких видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ);
  • деятельность, подпадающая под ЕНВД, ведется за рамками договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом);
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек;
  • организация не является крупнейшим налогоплательщиком;
  • доля участия в организации других организаций на конец налогового периода не превышает 25 процентов;
  • в отношении вида деятельности, подпадающего под ЕНВД, на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) не установлен торговый сбор.

Применение ЕНВД освобождает от уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль, НДФЛ с деятельности;
  • НДС, за исключением импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога;
  • торгового сбора.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики ЕНВД рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение ЕНВД не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Плательщиками УСН являются организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на этот спецрежим и соответствуют определенным ограничениям.

Так, для организаций при переходе на УСН существуют следующие ограничения:

  • размер полученных доходов за девять месяцев текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН) не должен превышать предельного размера доходов. Например, для подачи в 2018 году уведомления о переходе на УСН с 2019 года предельная величина дохода составляет 112,5 млн. руб. за девять месяцев 2018 года;
  • остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН), определяемая по данным бухучета, не должна превышать 150 млн руб.

Исключения: ограничение по доходам не распространяется:

  • на организации, применяющие только спецрежим в виде ЕНВД;
  • перечисленные выше ограничения не касаются вновь созданных организаций.

Кроме того, не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В частности, это:

  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности (банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д.) или имеющие определенный статус (казенные и бюджетные учреждения, иностранные организации);
  • организации с долей участия других организаций более 25 процентов;
  • организации, перешедшие на уплату ЕСХН;
  • организации, имеющие филиалы.

В отличие от организаций индивидуальные предприниматели могут переходить на УСН независимо от размера полученных доходов и остаточной стоимости основных средств.

Не вправе перейти на УСН следующие индивидуальные предприниматели:

  • занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
  • перешедшие на уплату ЕСХН.

Однако после перехода на УСН индивидуальные предприниматели, как и организации, если они не хотят потерять право на применение УСН, наряду с соблюдением вышеуказанных требований должны соблюдать другие ограничения.

Применение УСН освобождает от уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль, НДФЛ с деятельности (за рядом исключений);
  • налога на имущество. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
  • НДС, за исключением, в частности, импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на УСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение УСН не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

Что налоговая нагрузка на малый бизнес должна оставаться на протяжении 4 лет на прежнем уровне. Однако, когда руководители компаний подсчитывают размер всех обязательных отчислений, картина сильно отличается от того, что говорит государство, объясняют эксперты. Налоговая ставка действительно не растет, но чиновники находят другие способы получать больше с предпринимателей. Разбираемся, как росла реальная налоговая нагрузка в последнее время и как она увеличится в 2017 году.

Чиновники регулярно вводят квазиналоги. Формально это не налоги, потому что их нет в Налоговом кодексе. Но на самом деле любой обязательный платёж, например, можно расценивать как налог, пояснил Inc. партнер юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Много чего пытаются ввести - безусловно, это неконтролируемый рост, даже непрогнозируемый», - уверен юрист. Помимо квазиналогов повышаются прямые налоги, ликвидируются льготы или используются более креативные методы.

Прямой рост налога

С 2017 года повысились акцизы на дизельное топливо - с 5,3 тысяч до 6,8 тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин тоже повышали, но немного раньше. С 1 апреля прошлого года он вырос на 1 рубль за литр - до 10 130 рублей за тонну. В начале января на рост цен уже начали жаловаться. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой остановить рост цен на бензин в регионе. «С 1 января в регионах Сибири вновь выросла стоимость всех видов бензина - в среднем на 20 копеек за литр. В Кузбассе она составляет порядка 34 рублей», - сообщили в пресс-службе обладминистрации. На прошлой неделе повышение цен ощутили и в Москве. Например, «Лукойл» поднял цены на бензин на 20 копеек, а на АЗС под брендом ВР топливо подорожало на 10-30 копеек.

Подорожают и алкоголь с сигаретами. Специфическая часть акциза на сигареты поднялась с 1 тысячи 250 рублей до 1 тысячи 562 рублей за тысячу пачек, а адвалорная (ее платят производители с продукции стоимостью выше 71,7 рубля за пачку) - с 12 до 14,5% от стоимости, хотя производители (JTI, «BAT Россия», Philip Morris International) просили сохранить её на уровне 13%. При этом специфическую часть планируют повышать каждый год в течение трёх лет на 10%. За это время сигареты подорожают примерно на 20%. Выросла ставка акцизов всех видов табака - до 2 520 рублей за килограмм. Кроме того, акцизом теперь облагаются электронные сигареты (ставка 40 рублей за штуку), жидкость для них (10 рублей за 1 мл) и нагреваемый табак (4 800 рублей за кг).

Повышать акцизы на игристые и обычные вина, которые произвели из российского сырья, не стали. Размер остался неизменным - 5 рублей за литр. Но акциз на импортное вино увеличили в два раза - до 18 рублей за литр, а на шампанское - с 26 до 36 рублей. Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху (даже российские) вырастут с 9 до 21 рубля за литр до 2019 года. Акцизы на алкогольные напитки ниже 9% поднялись с 400 до 418 рублей за литр, а выше - с 500 до 523 рублей. Эксперты считают, что изменения слабо скажутся на цене импортных классических вин, но крепкий алкоголь и шампанское должны заметно подорожать.

Акцизный сбор с производителей пива и пивных напитков с долей содержания этилового спирта от 0,5% до 8,6% составлял в 2016 году 20 рублей за 1 литр, в 2017 году - уже 21 рубль. За более крепкое пиво и пивные напитки в 2016 году платили 37 рублей за литр, а в 2017-м - 39 рублей за литр.

Опрошенные Inc. эксперты считают одним из важнейших нововведений - ограничение возможности учитывать в прибыли убытки. Сейчас налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет не более чем на 50%. Раньше компании могли вычитать из прибыли все убытки и годами не платить налог на прибыль. Теперь же, если убытки составляют миллиард рублей, а прибыль - 200 миллионов, можно уменьшить прибыль на убытки, но не более, чем на 100 миллионов. «Из-за ограничений при списании убытков люди по сути должны платить налог с еще несуществующей прибыли», - сетует в разговоре с Inc. руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

С 2017 года также увеличилась максимальная ставка торгового сбора для компаний, занимающихся организацией розничных рынков. Теперь она составляет 680,35 рублей за 1 квадратный метр с учётом коэффициента 1,237 вместо 634,70 руб. с коэффициентом 1,154. По словам старшего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Семёна Янкевича, сбор платят все, кто занимается торговлей и использует соответствующие объекты: магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки. Пока его ввели только в Москве. «Ежеквартальные ставки за осуществление торговли через объекты стационарной торговой сети в зависимости от района варьируются от 21 до 81 тысяч рублей», - заключил эксперт.


Налоги повышают и не трогая их официально. «С 2015 года был расширен перечень объектов имущества, по которым налог определяется как кадастровая стоимость. Это влечёт за собой увеличение налогового бремени в десятки раз», - сказал Inc. Янкевич из Института законодательства. Чиновники решили постепенно, вплоть до 2020 года, переходить с инвентаризационной и остаточной на кадастровую стоимость недвижимости. В 2015 году налог рассчитывался как 20% платежа исходя из кадастровой стоимости и 80% - из инвентаризационной, в 2016 году пропорция составила уже 40 на 60%.

Налог с кадастровой стоимости недвижимости в этом году начали платить ещё 9 регионов, теперь его взимают в 71 регионе страны (почти везде). Ставку устанавливают местные власти, в некоторых субъектах она выросла при потолке в 2%. По словамКостальгина из Taxadvisor, государство зачастую завышает кадастровую стоимость. Оспорить её можно только в региональных комиссиях и в суде. Раньше налог можно было пересчитать только в случае технической ошибки, которую допустил орган кадастрового учета, но теперь вид ошибки не имеет значения.

Ревизия льгот


С движимым имуществом тоже изменения. Раньше, если его ввели в эксплуатацию после 2013 года, владелец освобождался от налога - это была федеральная модернизационная льгота. Но с 2018 года она может исчезнуть. Теперь субъекты сами решают, оставлять её или нет. А во времена, когда регионы сталкиваются с бюджетными проблемами, вряд ли они откажутся от дополнительного дохода, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

В качестве налоговой ревизии Зарипов из «Пепеляев групп» приводит в пример также постепенную отмену льгот на инфраструктурное имущество (например, газопроводы и линии электропередачи). «Это решение принято несколько лет назад. Льгота отменяется путём постепенного повышения ставки - до 2%», - пояснил эксперт. По его словам, льготы будут либо отменяться, либо ограничиваться. «Это долгосрочный процесс, но начало уже положено», - заключил Зарипов.

Квазиналоги

К квазиналогам относятся утилизационный и экологический сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам («Платон»), платная парковка, ввозная и вывозная таможенные пошлины. Бизнеса касаются и сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов, если офис, хостел или магазин находится в жилом доме или у предприятия на балансе есть квартира.


К лету тарифы «Платона» могут удвоить , несмотря на то, что Минэкономразвития предлагало оставить льготный тариф до конца следующего года. Чтобы избежать двойного налогообложения, владельцам большегрузов разрешили уменьшать транспортный налог на сумму платы в систему «Платон». Сам транспортный налог не изменился.

Коллекторам 2017 год доставил немало хлопот. Рынок коллекторских агентств, по ожиданиям, существенно из-за вступившего в силу закона, регулирующего их деятельность. Также появилась регистрационная госпошлина 100 000 рублей, рассказал Inc. генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Плюс теперь коллекторы обязаны страховать ответственность перед должниками, страховая сумма по такому полису должна составлять минимум 10 млн рублей.

С прошлого года застройщики платят дополнительные обязательные взносы. Правительство распорядилось создать специальный фонд для того, чтобы защитить дольщиков, обязательства перед которыми не выполняют застройщики. Пока размер отчислений не может превышать 1% от планируемой стоимости строительства дома.

К квазиналогам относятся и страховые взносы, объясняет заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения Илья Кучеров. По его словам, в отличие от налогов, страховые взносы возмездны. «Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством», - пишет эксперт. В этом году страховые взносы сохранились: предприниматели за своих сотрудников столько же, сколько и в 2016 году. Однако фиксированные взносы для ИП выросли из-за роста минимального размеры оплаты труда - с июля он составляет 7 тысяч 500 рублей вместо 6 тысяч 204 рублей. Общая сумма отчислений индивидуальных предпринимателей по итогам 2017 года составит 27 990 рублей. В ближайшем будущем, возможно, неплательщиков страховых взносов смогут привлечь к уголовной ответственности, соответствующий законопроект должна рассмотреть во втором чтении Госдума.

Чиновники предлагают бизнесу платить и другие квазиналоги - плата за , курортный сбор в отдельных регионах, отчисления с букмекеров и тотализаторов в фонд спорта, взносы в Фонд социального страхования от возможного банкротства работодателя, плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами.

Другие изменения

Есть и хорошие новости. Большинство индивидуальных предпринимателей пользуются упрощённой системой налогообложения (УСН). С этого года общая система для малого бизнеса перестала быть невыгодной - если доход ИП составил менее 2 млн. рублей за квартал, он освобождается от уплаты НДС. По словам специалиста по налоговому праву Янкевича, самой выгодной системой всё равно остаётся УСН - все налоги в одном платеже. «Это выгоднее и с экономической точки зрения, и бюрократической нагрузки на малый бизнес. Плюс с освобождением от НДС чуть больше бумажной волокиты», - заключил эксперт.

В 2016 году можно было работать на «упрощёнке», если годовой доход компании не превышает 79 млн 740 тысяч рублей. Лимит увеличили до 150 млн. Кроме того, теперь закон разрешает предпринимателям уменьшать налог по УСН и ЕНВД на сверхлимитные страховые взносы (которые бизнес платит с доходов выше 300 000 рублей).

Читайте нас в

Искушенные бизнесмены прекрасно знают, что оптимизация налогообложения - это залог успеха собственного дела. Прежде чем с головой окунуться в раскрутку проекта, необходимо провести тщательный анализ требований законодательства и выбрать вид налогов малого бизнеса, который позволит продержаться на плаву.

Что гласит Налоговый кодекс

Основной правовой документ про налоги на малый бизнес законодательно устанавливает 5 режимов для «малышей»:

  1. Единый налог на вмененный доход.
  2. Патентная система налогообложения.
  3. Упрощенная система налогообложения.
  4. Единый сельскохозяйственный налог.
  5. Общая система налогообложения.

Принадлежность к числу субъектов малого предпринимательства определяется численностью официальных работников и суммой годового дохода. Некоммерческие организации не могут принадлежать к данной категории.

Доступные преференции

Снижение налогов малому бизнесу - одно из преимуществ, которые государство предоставляет небольшим бизнес-проектам.

  1. Налоговые льготы . Индивидуальные предприниматели, прошедшие впервые государственную регистрацию, вправе воспользоваться налоговыми каникулами. На протяжении двух лет новоиспеченные бизнесмены исчисляют налоги по нулевой ставке. Привилегии на ведение малого бизнеса без налогов имеют ИП на налоговом режиме ПСН или УСН, избравшие регламентированные законодательством виды деятельности.
  2. Финансовые льготы . Согласно Федеральной программе, которая действует до 2020 года, предприниматели получают поддержку от государства в виде грантов или субсидий. Частичный возврат средств предусмотрен за участие в выставках и конгрессах, а также по кредитным и лизинговым договорам.
  3. Административные льготы . Законодательство предусматривает упрощенное ведение бухгалтерского учета, послабление кассовой дисциплины, право не использовать кассовые аппараты. На период с 2016 по 2018 год установлено ограничение на проведение проверок. Местные и региональные власти вводят льготные условия сроком на 5 лет по договорам аренды помещений. В дальнейшем субъект получает приоритет при выкупе данного имущества.

В 2016 году законодательство предоставило право региональным властям снизить налоговые ставки:

  • УСН: с 15% до 7,5%;
  • ЕНВД: с 6% до 1%.

Единственными условиями для такого налогового послабления являются регистрация бизнеса на территории региона, официальное трудоустройство граждан.

Государственным предприятиям установлена 15% квота на проведение госзакупок у малого предпринимательства. Государство также предоставляет «малышам» дополнительные гарантии при получении банковского займа.

Увеличение отчислений

Начинающим бизнесменам следует помнить, что налоги - непостоянная величина. Администрирование и сумма отчислений в казну может периодически меняться.

Так, с начала 2018 года приказом Минэкономразвития закреплено повышение на 3,9% ставки ЕНВД, которую обычно выбирают сервисы в сфере быта, а также рестораны, кафе, магазины. Увеличение налогов малого бизнеса произошло за счет роста коэффициента-дефлятора, который не пересматривался с 2015 года.

Предпринимателям стоит помнить, что выбор любой системы налогообложения не снимает с них функций налогового агента по отношению к работникам. Налоги и страховые взносы должны перечисляться в бюджет в полном объеме.

Государство старается облегчить открытие бизнеса начинающим предпринимателям. Но, если перипетии закона касательно налогов малого бизнеса пугают, то желательно обратиться за помощью к опытному бухгалтеру или финансовому консультанту.

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.