Когда дают фитр садака. Кто должен давать фитр-садака и кому? Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр

«Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому Ид (праздник) после поста месяца Рамадан называется Ид-уль-Фитр, так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой садакат-уль-фитр.

Передается хазратом Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сделал милостыню Фитр обязательной в качестве очищения постов от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных (Абу Дауд). Поэтому раздать садакат-уль-фитр для очищения поста является ваджиб. Другой целью раздачи садакат-уль-фитр в этот счастливый день является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли возрадоваться вместе с обладающими достатком.

В хадисе Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке: «Внимание, милостыня фитр — ваджиб для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или раба, молодого или старого — два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур».

Раздать определенное количество денег, ячменя, фиников и т.д. в день Ид-уль-Фитр является ваджиб. Такая раздача милостыни в этот знаменательный день называется садакат-уль-фитр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал раздавать садакат-уль-фитр в тот же год (2-ой год после хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами для раздачи садакат-уль-фитр являются следующие:

1. Раздача садакат-уль-фитр для принятия поста.

2. Благодарность Аллаху Та"аля за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от поста.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия дня Ид.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр — это обязательная милостыня, которую необходимо уплатить в Ид-уль-Фитр. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Ид.

Правила садакат-уль-фитр

Садакат-уль-фитр (или фитра) — ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, - которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята.

Фитра становится ваджиб с рассветом дня Фитр. Поэтому, если кто-то умрет до рассвета дня Ид, фитра не будет выплачиваться из его наследства, так как фитра не будет ваджиб для него.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если ребенок родился после рассвета (в день Ид), фитра за него не является ваджиб.

Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей, т.е. тех, которые не достигли половой зрелости.

Не является обязательным для мужа платить фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у несовершеннолетнего имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Ид). Однако если она не была роздана в день Ид или ранее, обязательство сохраняется и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадан. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр — ваджиб для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т.е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как на раздачу бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Хадис Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) иллюстрирует важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Аллахом Та"аля только тогда, когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Перевод: AskImam.ru

Примечание

Размер садакат-уль-фитра (закят уль-фитра) составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки, или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении - примерно, сто рублей на наши деньги, но пусть каждый в своей местности уточнит цену на эти продукты, и по ним выплачивает).

В 2015 году, согласно решению Совета улемов ДУМЕР, размеры обязательной милостыни садакат-уль-фитр составляют:

100 рублей для людей со скромным достатком (минимум столько же и фидия-садака);

300 рублей для людей со средним достатком;

От 500 рублей для состоятельных мусульман.

По решению ДУМКБР, минимальный размер садакат-уль-фитр (по республике) составляет 50 рублей (уточняйте у своего муфтията). И Фидия-садака (кто по старости или по хронической болезни не держал пост), также минимум 50 рублей.

Как сказано в книге «Энциклопедия норм и правил Ислама», намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака. Также, нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким и дальним родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Да смилуется над нами Всевышний Аллах, даст дожить до конца Рамадана, примет наши поклонения, и сделает из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны, и увидит Аллаха в Раю. Аллахумма аамиинь. Уассалам

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

Разовые - награда за них будет, пока человек не умрёт;

Милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

Непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх -действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году - Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака - это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно - её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень - Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака - средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака - это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня - одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ"»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина - это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято - харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Закят аль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр » означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра ».

Правила закят-аль-фитр

1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать с выплатой греховно .
2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр.
3. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
4. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
5. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
6. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
7. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
8. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103).

Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах. Основные получатели:

  • бедняки (факир), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  • неимущие (мискин) – те, у которых ничего нет; те, кто занят сбором и раздачей закята; в
  • новь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  • должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  • те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях):
  • бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  • путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  • отцу и матери,
  • дедушке и бабушке;
  • сыну, дочери и всем их потомкам;
  • обладающим нисабом;
  • немусульманам;
  • мужу или жене;
  • детям младше семи лет;
  • психически больным.

Как рассчитать закят аль-фитр?

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб, равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. На 16 мая 2018 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма золота составила 2 607,86 рубля, и нисаб равняется 221 146 рублей (84,8 г золота).

Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб . - для малоимущих; 300 руб . - людей среднего достатка; от 500 руб . и выше - для богатых.

Фидья – искупительная милостыня

Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр. Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина. Ее размер в этом году — 200 рублей .

Вот и подходит к концу Благословенный месяц Рамадан, весь месяц мы поклонялись Всемогущему Аллаху с большим усердием чем в обычные дни, ведь существуют виды поклонения, за которые, для нас определена многократная награда и которые мы можем совершать только в этот месяц, и одно из таких поклонений это милостыня разговения (сaдaкa фитp), другое название зaкят aль фитp.

Цель выплаты зaкятa аль фитp это сплочение уммы Мухaммaда (Да благословит его Аллах и приветствует), помощь бедным и воспитание чувствa братства в сердцах мусульман. Выплата милостыни является необходимым условием для принятия поста и лежит на каждом свободном мусульманине, который имеет необходимое количество продуктов для пропитания своей семьи в течение ближайших суток.

Сообщается, что Ибн "Аббaс, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обязал выплачивать зaкят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от греха пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. Зaкят того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов сaдaки» (Абу Дaуд; Ибн Мaджа; aд-Дapaкутни; aль-Хaким).

Лучшее время для раздачи сaдaки разговения является время перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день. На это указывают также слова Ибн "Умaрa, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) велел раздавать зaкят разговения до выхода людей на молитву» (aль-Бухapи). Нежелательно задерживать время с раздачей сaдaкa, ведь милостыня фитp это завершающее действие поста, предающее ему совершенство и восполняющее недостатки поста. В этот праздничный день, сaдaкa фитp позволит беднякам разнообразить свой скудный стол, и облегчить бремя нужды.

Выплачивать сaдaкa фитp обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин за себя и своих малолетних детей, а также тех близких кто находится на его обеспечении и на кого распространяются его права. Однако не лежит обязанности на муже выплачивать милостыню за свою жену, т.к., его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела.

Размер и качество выплаты сaдaка разговения рассчитывается исходя из хадиса:

727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умap, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения сaдaку в размере одного сa‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику». (Сaхих аль Бухapи).

Пол са" соответствует примерно 2,25 килограмма. По мнению Хaнaфитских ученых считается, что вместо продуктовой помощи бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. В основе этого мнения лежит то, что выплата милостыни разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в праздничный день, однако человек может нуждаться не только в еде, но и в других вещах необходимых ему. Таким образом, мы видим по какой причине ученые говорили, что в благополучное время раздавать зaкят лучше деньгами, нежели едой, ведь лучшим будет дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся. Это мнение соответствует хадису: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (aд-Дapa Кутни; Ибн Ади; aль-Хaким).

Хотя милостыня aль-фитp может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на зaкят, исламские ученые единодушны в мнении, что при выплате сaдaкa фитp предпочтение должно отдаваться живущим в бедности и нужде мусульманам, так как назначение садaкa фитp – это помощь в удовлетворении их нужд. Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что зaкят «берется у богатых и раздается бедным» (Сaхих aль-Бухapи), то есть бедные и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.

Данная статья содержит: молитва фитр садака - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Установление относительно необходимости раздачи «садаки разговения» было оглашено Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) по воле Всевышнего Аллаха на 2-ом году хиджры, и суть данной обязанности состоит в том, чтобы с одной стороны «садака аль-фитр» служила средством очищения от всего дурного и скверного, что могли бы совершить или произнести верующие в месяц Рамадан. С другой же стороны – «садака разговения» является средством оказания помощи бедным и нуждающимся. Ибн Аббас говорил по этому поводу: «Посланник Аллаха (мир ему) обязал раздавать «закят аль-фитр» (2) как средство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающихся» (Абу Дауд).

Заканчивается же срок раздачи «садака аль-фитр» в момент начала праздничной молитвы (салят аль-ид) в первый день месяца Шавваль (6). Такое условие исходит из Сунны Пророка (мир ему), поскольку известно, что «Посланник Аллаха (мир ему) велел раздавать «закят аль-фитр» до выхода людей на праздничную молитву» (Аль-Бухари). Если же кто-либо опоздал, то обязательство раздачи «садаки разговения» остается в силе, и «уместно выполнить его впоследствии, потому что оно – для облегчения бедных» (7). Но опаздывать в данном случае крайне нежелательно, поскольку это приведет к тому, что «садака аль-фитр» «станет лишь одним из видов обычной «садака» (Абу Дауд).

Этика раздачи пожертвований

(1) Другое название праздника Ид аль-фитр – Ураза-байрам.

  • Главная _
  • Ислам _
  • Без категории _
  • Садака аль-Фитр

142184, Московская область, г.о. Подольск,

мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1

Молитва фитр садака

  1. Форум
  2. Тематические разделы “>Бёлюмле

Тематические разделы

  • Религия “>Дин

    МИЛОСТЫНЯ "ФИТР" (садака фитр) для всех мусульман обязателен (уаджиб)

    Передают, что Ибн "Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал:

    Обязанность мусульманина выплатить Фитр, начиная с рассвета первого дня "Ид аль-фитр" (праздника "Рамазан"). Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни Фитр является Ваджиб, – от рассвета 1-го дня праздника до начала праздничной молитвы.

    Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня праздника Рамазан. Гость (мусафир), также обязан выплачивать милостыню Фитр. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается Фитр их попечителями.

    Милостыню Фитр можно выплатить одному бедному мусульманину, а можно и распределить между несколькими бедняками. Точно также, один бедный мусульманин может получить милостыню Фитр от нескольких человек.

    Если вы находитесь в чужой местности и не знаете мусульман, то сообщите родственникам или друзьям, чтобы они заплатили за вас.

    Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного са" сухих фиников или ячменя за всех мусульман? рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Он также приказывал раздавать это пожертвование до того, как люди отправятся на праздничный намаз?.

    Передают, что Абу Са"ид аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

    Наверное и заметили, но повторю – размер Фитра в КЧР – 60 руб.

    А где можно было заметить?)))

    Где-то писали уже?

    2. Принадлежности для дома.

    5. Инструменты, которыми добывается пропитание.

    Для того чтобы садака-фитр был обязательным, не является условием иметь нисаб (определённое количество имущества, с которого выдаётся закят) на целый год, достаточно того, если во время рассвета праздничного дня будет нисаб. Для того, чтобы выплачивать садака-фитр не является условием быть совершеннолетним и разумным, садака-фитр выплачивается с имущества ребёнка и сумасшедшего.

    Садака-фитр становится ваджибом во время рассвета праздничного дня, то есть если кто-нибудь до рассвета праздничного дня умер или стал бедным, то с него не обязательно выдавать садака-фитр. Также, если кто родится или станет мусульманином после рассвета праздничного дня, ему не обязательно выдавать садака-фитр.

    Садака-фитр можно выплатить до праздничного дня, но желательным является выплатить до выхода на праздничный намаз. Нежелательным является откладывание выплаты садака-фитр.

    Ваджибом является, чтобы человек выплачивал садака-фитр от себя и от своих детей, но если дети богатые, то они отдают от своего имущества. Мужу не является ваджибом выдавать садака-фитр от жены, но он может это сделать как благотворительность от себя. Отцу не является ваджиб выплачивать садака-фитр от своих взрослых детей, но если он хочет это сделать как благотворительность от себя, то дозволяется.

    Есть следующее шариатское заключение относительно четырёх продуктов:

    1. Пшеничное зерно.

    Садака-фитр за одного человека выплачивается в размере полсаха (сах – мера, равная 3 кг 60 г.) пшеницы или муки, или же один сах ячменя, фиников или изюма.

    Разрешается выплачивать деньгами, оценив полсаха пшеницы или муки или же один сах ячменя, фиников или изюма.

    Садака-фитр одного человека можно выплатить нескольким беднякам, также садака-фитр нескольких человек можно выплатить одному бедняку.

    у меня дипломная работа была на темы: Садакъатуль фитр и состояние людей в судный день

    Тебе повезло, что меня не было среди экзаменаторов)))))

    Хотя чисто по современному ханафитскому мазхабу, наверное, всё гладко))))

    размер Фитра в КЧР – 60 руб.

    «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды».

    Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.

    См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.

    “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды”,

    в другом предании сказано:

    “Кормит половиной са’ пшеницы”.

    Почему же у нас наоборот?)

    именно по ханафитскому мазхабу. Но если ты себя считаешь выше арабов из Аль Азхара-келе билирсе

    фидья бериринг келмей эсе, бир джарлыгъа утром вечером ашат

    А где можно было заметить?)))

    Где-то писали уже?

    А сен калай бир деб примерно санадынг?

    Сдавать деньги в мечеть перед праздничной молитвой неправильно. Если деньгами, то надо чуть раньше отдавать ответственному лицу, чтоб к дню праздника он успел купить продукты и отнести их к беднякам перед молитвой

    Я примерно так знала)))

    Ассалам алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!

    можно ли закят аль-Фитр давать в начале или середине священного месяца Рамадан?

    Наткнулся сегодня на пост в вк, что выплачивать фитр деньгами нельзя. Это так?

    Запись на стене

    Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

    Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении – примерно, сто рублей на наши деньги).

    Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).

    Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.

    Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.

    Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).

    Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).

    Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.

    Каково значение милостыни аль-фитр?

    Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.

    Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

    Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.

    Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.

    Окончание Рамадана. Ид аль-фитр – первый день месяца Шавваль.

    Начало Ашур аль-Хадж

    Шавваль – это первый из трёх месяцев «Ашур аль-Хадж» (т. е. месяцев хаджа). Несмотря на то что основные обряды хаджа совершаются в первые десять дней месяца Зуль-хиджа, весь период с первого числа месяца Шавваль до 10-го Зуль-хиджа считается периодом хаджа, потому что некоторые элементы хаджа можно совершить в любое время данного периода. Например, таваф аль-кудум , за которым следует саи’, нельзя совершать до начала месяца Шавваль, но его можно совершить в любой день, начиная с 1-го Шавваля. Умра, совершаемая до начала месяца Шавваль, не может считаться умрой таматту (полноценной) : хотя умра, совершённая в месяц Шавваль, может быть отнесена к хаджу, так что хадж будет считаться хаджем таматту (полноценным) . Кроме того, не следует входить в состояние ихрам для хаджа до начала месяца Шавваль – это макрух . Вот почему эти три месяца названы «месяцы хаджа», а особенность месяца Шавваль в том, что он первый из них.

    Ид аль-фитр

    Второе благородное качество месяца Шавваль – это то, что Всевышний Аллах избрал его для празднования Ид аль-фитр 1, одного из двух ежегодных праздников, признанных в Шариате. Этот день в Шариате создан как знак благодарности за достижения в Рамадан, этот день является наградой в этой жизни от Аллаха тем, кто постился и совершал другие виды поклонения в Рамадан.

    Вместо того чтобы отмечать какие-то события, произошедшие в прошлом, Шариат предписал отмечать первый день месяца Шавваль, в который мусульмане празднуют завершение величайшего акта поклонения, который они сами совершили. Такой подход напоминает мусульманам, что они не должны опираться только на достижения своих предков, но должны сами стремиться совершать благие дела, чтобы достичь довольства своего Создателя.

    В том, как следует отмечать радостный день, у Ислама тоже особый подход. Праздники в других религиях и общинах обычно состоят из череды действий, направленных на получение удовольствия и наслаждений. Весь праздничный день, как правило, проводится в танцах, пении и играх.

    В противоположность этому Ислам предписал простой, но в то же время благородный способ проведения праздничного дня. В первую очередь для состоятельных мусульман обязательно начинать праздничный день с выплаты садака аль-фитр 2 в пользу бедных мусульман общины, чтобы они тоже могли порадоваться праздничному дню и не беспокоиться о том, как заработать себе на жизнь хотя бы в этот день.

    После выплаты садака аль-фитр мусульманам следует отправиться в какое-либо открытое место, где они смогут все вместе совершить праздничную молитву. Мусульмане должны предстать перед своим Создателем и совершить два ракаата особой молитвы, благодаря которой они получают благословение от Аллаха и начинают празднование этого радостного дня с божественного благословения.

    После молитвы мусульманам следует праздновать этот радостный день, но в разумных пределах – не преступать предписанные Шариатом границы и ни в коем случае не позволять себе то, что запретил Аллах.

    Принимая всё это во внимание, сейчас мы обсудим особые правила, касающиеся Ид аль-фитр .

    Ночь перед днём Ид аль-фитр

    Пророк не спал в ночь перед Ид аль-фитр . В хадисе эта ночь названа «ночь вознаграждения» (лейлят аль-джаиза). Всевышний дарует награду тем, кто провёл месяц Рамадан, следуя предписаниям Шариата, и все молитвы этих людей принимаются в эту ночь. Поэтому желательно совершать в эту ночь дополнительные молитвы. Передают, что Пророк сказал:

    «Кто бы ни выстаивал (в поклонении) ночи перед двумя праздниками (Ид), надеясь на награду от своего Господа, его сердце не умрёт, когда сердца других умрут »3.

    Чтобы воспользоваться этой возможностью, следует в эту ночь совершать настолько много поклонения, насколько возможно, и молиться об исполнении своих нужд и желаний.

    Перед тем, как отправиться на праздничную молитву

    Перед тем как отправиться на праздничную молитву в день Ид аль-фитр , является сунной совершить следующие действия:

    • Встать рано утром.
    • Почистить зубы сиваком или щёткой.
    • Совершить полное омовение.
    • Надеть лучшую из имеющейся одежду.
    • Умастить себя благовониями.
    • Съесть что-нибудь сладкое, желательно – финики, перед тем, как отправиться на праздничную молитву.
    • По пути на праздничную молитву произносить вполголоса следующий такбир:

    «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля Иляха ИлляЛлах ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи-ль-хамд » .

    Садака аль-фитр

    Садака аль-фитр является обязательной для каждого мусульманина (как для мужчины, так и для женщины), который владеет 613,35 граммами серебра или эквивалентом этой суммы в виде денег, украшений, товара, какой-либо продукции или сырья сверх обычных нужд человека. Каждый, у кого есть такое количество собственности, должен выплатить садака аль-фитр , причём не только за себя, но и за своих несовершеннолетних детей. Садака аль-фитр составляет 1,75 кг пшеницы или стоимость такого количества пшеницы в денежном эквиваленте. Это норма за одного человека. Если у человека есть несовершеннолетние дети, за каждого из них в отдельности следует отдать такую же сумму. Относительно выплаты садака аль-фитр следует принять во внимание следующие пункты:

    1. Садака аль-фитр является обязанностью для каждого мужчины и женщины в отдельности, каждый взрослый человек обязан выплатить её. Муж не обязан платить садака аль-фитр за свою жену, а жена не обязана делать это за мужа. Также отец не обязан платить садака аль-фитр за своих совершеннолетних детей – и наоборот. В случае, если глава семьи по собственному желанию хочет заплатить садака аль-фитр за каждого члена своей семьи, ему следует получить от членов семьи согласие. В таком случае садака аль-фитр , которую он заплатил от имени членов своей семьи, будет действительна. Если он не заплатил садака аль-фитр за членов своей семьи, он не несёт ответственности за это. Каждый совершеннолетний член семьи должен самостоятельно выполнить свою обязанность или попросить главу семьи выплатить садака аль-фитр от своего имени.

    2. Выплатить садака аль-фитр в день Ид до того, как будет совершена праздничная молитва, – Сунна . Можно также выплатить её до дня Ид , но не рекомендуется откладывать выплату садака аль-фитр до времени после исполнения праздничной молитвы. Тем не менее, если человек не смог выплатить садака аль-фитр в положенное время, ему следует сделать это как можно скорее, тогда обязанность будет считаться исполненной.

    3. Если ребёнок родился после начала рассвета в день Ид , за него необязательно выплачивать садака аль-фитр , то же касается человека, который умер до рассвета дня Ид .

    4. Садака аль-фитр может выплачиваться только в пользу людей, которым выплачивается закят .

    Праздничная молитва

    Вторая обязанность праздничного дня – это молитва Ид . Ниже перечислены некоторые правила относительно этой молитвы:

    1. Молитва Ид является ваджибом (обязательной) для каждого мужчины-мусульманина.

    2. Молитву Ид можно совершать в любое время между ишраком и завалем 4 .

    3. Лучше совершать праздничную молитву на каком-либо открытом пространстве, а не в мечети. Но если по какой-либо причине трудно сделать это в открытом месте, можно совершить молитву в большой мечети.

    4. Нежелательно совершать молитву Ид в каждой мечети отдельно – лучше, чтобы люди из нескольких маленьких мечетей собрались вместе в открытом месте, а если такой возможности нет, то в большой мечети, которая вместит большое количество людей.

    5. Нельзя совершать нафль-намаз 5 перед молитвой Ид – ни дома, ни в том месте, где совершается молитва Ид. Также нельзя совершать молитву нафль после молитвы Ид в том же месте. Тем не менее, можно совершить молитву нафль, когда человек вернётся домой.

    Как совершить праздничную молитву

    Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами – три дополнительных такбира совершают в начале первого раката, а ещё три – перед руку 8 во втором ракаате .

    Подробное описание праздничное молитвы:

    Имам начинает молитву без провозглашения азана и икамата . Имам начинает молитву, произнося такбир тахрима ( «Аллаху Акбар ») . Следует поднять руки до ушей, произнести такбир и сделать небольшую паузу, во время которой читается дуа сана (субханак аллахумма…) . Завершив чтение сана , имам трижды произносит такбир («Аллаху Акбар ») . После тихого произнесения каждого такбира («Аллаху Акбар ») следует опускать руки вниз, но после третьего такбира следует сложить их в районе пупка, как обычно в молитве.

    После трёх такбиров имам читает Священный Коран , который следует слушать безмолвно. Оставшаяся часть ракаата совершается в обычной форме.

    После возвращения в положение стоя для совершения второго ракаата имам начинает читать Коран , следует тихо и спокойно слушать его чтение. Когда имам закончит чтение, он ещё раз произносит три такбира , но в этот раз такбиры произносятся перед тем, как совершить руку . При каждом такбире следует поднимать руки до ушей и после произнесения: «Аллаху Акбар», – опускать их вниз, оставляя их в свободном положении по направлению к земле. После того как были сказаны три такбира , имам произносит ещё один такбир , с которым следует склониться в положение руку . Во время этого такбира руки поднимать не надо. Следует просто склониться в руку , произнося: «Аллаху Акбар». Оставшаяся часть молитвы совершается, как обычно.

    Хутба: проповедь в день Ид аль-фитр

    Хутба в праздничной молитве является Сунной и произносится после молитвы в отличие от пятничной молитвы, где хутба является фарзом и произносится до молитвы. Тем не менее, слушать хутбу молитвы Ид – это ваджиб , то есть необходимо, поэтому следует спокойно и тихо прослушать эту проповедь.

    Является Сунной для имама начинать хутбу с произнесения такбира («Аллаху Акбар») : перед первой хутбой девять раз, а перед второй хутбой семь раз.

    Примечание: Описанный выше способ совершения молитвы Ид соответствует ханафитской школе исламского права. Другие знатоки Исламского права, например, имам Шафии, приводят другой способ совершения этой молитвы. Они произносят такбир двенадцать раз перед тем, как начать чтение Корана , в обоих ракаатах . Совершать праздничную молитву таким образом также дозволено. Если имам придерживается мазхаба Шафии и совершает молитву таким образом, можно последовать за ним. Оба способа совершения молитвы Ид основаны на практике Пророка.

    Шесть дней поста в месяц Шавваль

    Шесть дней поста в месяце Шавваль являются благородным делом. Пророк сказал:

    «Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такой саваб, будто бы постился весь год» 9 .

    В этом хадисе сказано о великом вознаграждении за шесть дней поста в этом месяце. Поэтому каждый мусульманин должен использовать возможность получить такую большую награду от Аллаха. Более предпочтительно начать поститься 2-го числа месяца Шавваль и поститься до 7-го. Но если человек будет поститься 6 дней в другое время в течение месяца, есть надежда, что он выполнит требования этого хадиса 10 .

    • 1. Праздник разговения.
    • 2. Очистительная милостыня.
    • 3. Ибн Маджа.
    • 4. Момент, когда солнце находится в зените.
    • 5. Дополнительная молитва.
    • 6. Призыв на молитву.
    • 7. Призыв выстраивать ряды для молитвы.
    • 8. Поясной поклон.
    • 9. «Сахих» Муслима.
    • 10. Среди учёных существует разногласие относительно того, какая форма поста в данном случае предпочтительнее. Согласно первому мнению, лучше держать пост 6 дней подряд сразу после окончания Ид аль-фитр. Согласно второму мнению, желательно поститься 6 дней по отдельности в разных частях месяца Шавваль, при этом начать поститься лучше через несколько дней после окончания Рамадана. Дозволено следовать любому из этих двух мнений.
    • Войдите на сайт для отправки комментариев
    • 18656 просмотров

    Поиск по сайту

    Популярное содержимое

    За сегодня:

    За всё время:

    Последние комментарии

    4 года 51 неделя назад

  • Материалами сайта можно пользоваться с обязательной ссылкой на Даруль Фикр.Ру.